Блейн Харрингтон, известный американский тревел-фотограф рассказал журналу CHANCE, с чего начиналась его карьера и как его фотография оказалась на обложке журнала National Geographic.
Сколько вам было лет, когда вы сделали свою первую фотографию?
Я начал снимать, проявлять пленки и печатать фотографии еще в начальной школе. С той поры у меня всегда была собственная темная комната для проявки черно-белых снимков. С детских лет я также интересовался дальними странами. В моей комнате на стене висела карта мира и плакаты разных авиалиний. Мир заинтересовал меня задолго до того, как у меня появилась возможность путешествовать по нему.
А вы помните, когда и за сколько вы продали свою первую фотографию?
Уже подростком я работал профессионально. Я участвовал в мотокроссе и в какой-то момент решил бросить это занятие и начать вместо этого фотографировать и писать о гонках.
Однажды летом меня взяли стажером в издательство еженедельной газеты о мотоспорте «Motorcycle Weekly» в южной Калифорнии. К тому времени каждое лето я уже активно путешествовал по США и Европе, фотографируя соревнования по мотокроссу. На одной из таких гонок я познакомился с актером Стивом Маккуином, известным своей страстью к гонкам на мотоциклах и автомобилях. Он снимал картину о мотогонщиках под названием «Каждое воскресенье». Я сфотографировал его с сыном и мальчиком, который стал победителем Национального чемпионата по гонкам на мини-байках. Эту фотографию у меня купила национальная газета за $75. В то время я подрабатывал на заводе и получал $1 в час, так что это был настоящий успех!
К сожалению, за фотографии сейчас не очень хорошо платят, и $75 до сих пор считаются достаточным вознаграждением! За мои 40 лет в профессии я ни разу не продал фото (если быть точным, то это лицензирование, но в нашей среде мы говорим «продажа») менее чем $250-300, а обычно эта сумма гораздо больше. Даже одноразовое использование в рекламе может принести более $10 000. Я – известный фотограф, который достаточно овладел своим ремеслом, но мне не очень приятно осознавать, что цены изменились не намного к лучшему с той поры, как мне было 17 лет!
Мои снимки не носят документальный характер. Это скорее иллюстрации, цель которых представить туристические направления в идеальном свете. Эти образы берут за душу так, что вам хочется оказаться на этой фотографии. А ведь именно это и стимулирует людей путешествовать.
Как вы пришли к тому, чтобы стать профессиональным фотографом?
Как я уже сказал, все началось со съемок мотогонки. Вырос я в Денвере, штат Колорадо; учился в частном Институте фотографии Брукс в Санта-Барбаре, штат Калифорния. В те времена это была одна из двух-трех лучших школ, где готовили фотографов. Институт закрылся совсем недавно.
После выпуска я переехал в Амстердам (Нидерланды). Меня пригласили в голландскую коммерческую фотостудию. Дела шли не очень хорошо, и через год я приехал в Нью-Йорк, где мои друзья по институту уже работали ассистентами у известных фотографов в мире рекламы и моды.
Я тоже стал работать ассистентом, а в свободное время еще и подрабатывал у 20 разных фотографов в течение нескольких лет. Должен сказать, что очень немногие впечатлили меня своими способностями. А вот чему я действительно научился, так это тому, как они управляли своим бизнесом, а также как далеко не самые талантливые из них зарабатывали большие деньги.
Затем я снова вернулся к работе в Европе. За это время я обзавелся друзьями практически в каждой стране, которую посещал: во Франции, Норвегии, Швеции, Швейцарии и др. Я часто останавливался у своих друзей, а не в отелях. Таким образом, я смог прочувствовать разные культуры изнутри.
Затем я вновь вернулся в Нью-Йорк, чтобы поработать в редакции регулярного издания (не связанного с модой), например, как «Time», «Newsweek», «Fortune», «New York Times», «Business Week», «Forbes» и другие. Европа стала моей специализацией, так что я мог жить там по 2-4 месяца всякий раз, когда у меня были рабочие съемки.
В 1984 году я получил заказ на иллюстрации к книге о Скандинавии из серии «Библиотека Наций» издательства «Time-Life Books». Следующий год принес сотрудничество с National Geographic, в рамках которого я иллюстрировал главу о Греции и Римской Империи для книги «Строители Древнего мира».
Постепенно все сложилось в единую картинку: знания, полученные в институте и во время работы в рекламе в Нью-Йорке, фотографирование движущихся объектов на мотогонках, съемки людей на модных показах. Все эти навыки необходимы для того, чтобы стать разносторонним туристическим фотографом.
Расскажите об истории фото для обложки журнала «National Geographic Magazine».
Эта фотография была сделана в частной поездке, и журнал просто выбрал ее на моем веб-сайте.
Сколько стран вы уже посетили, и какая страна или город особенно вам запомнились?
На данный момент я посетил около 75 стран. Меня часто спрашивают: «Какая ваша любимая страна?». У меня нет фаворитов, потому что, во-первых, мест на Земле так много, а во-вторых, все они разные.
Некоторые страны нравятся мне больше из-за людей, которые там живут; другие места поражают своей природой. Например, я очень люблю Индию за ее краски. Как фотографу мне, конечно, больше интересны места, где людям нравится, когда их фотографируют. К сожалению, с развитием массового туризма местные жители теперь требуют плату за фото себя. Туристы же дают им слишком много (по сравнению с тем, сколько они получают за работу). Это приводит к тому, что на туристов теперь смотрят не как на людей, а как на банкомат с деньгами. Я не люблю давать деньги местным жителям, потому что мне важно, чтобы они сами хотели, чтобы я их сфотографировал. А если их мотивацией выступают только деньги, кадр получается ненастоящим, неискренним. Это всегда заметно. Я же хочу своей камерой проникнуть людям в самую душу.
Путешествуя по миру много лет и имея возможность общаться с разными людьми, я выработал способность очень точно изображать новые места, новые страны. Это своего рода клише, некий стереотип, но если я фотографирую Китай, вы, не читая подпись под снимком, немедленно должны понять, что это именно Китай. Вы должны почувствовать то, что делает это место особенным. Например, фото с гондолами в Венеции, которое я опубликовал на странице в Facebook. Один этот кадр – квинтэссенция Венеции для меня. Абсолютно ли он уникален? Нет, но я считаю, в одном этом кадре достаточно элементов, чтобы передать дух Венеции.
Вы бывали в Украине, а если нет, то вам хотелось бы посетить нашу страну?
Нет, в Украине я не был. Я ездил в Россию – в Санкт-Петербург и Москву – вскоре после распада Советского Союза. Несколько раз я был в Венгрии и Чехии. Если у меня появится возможность, я непременно приеду посмотреть Украину.
Есть у вас интересная история, связанная с путешествиями и съемками?
Их так много… Просто невозможно выбрать одну.
Но если говорить о впечатлениях во время съемок, есть фотография, которая была сделана на перевале Зоджи-Ла в Индии, между Кашмиром и Ладакхом. Единственной причиной, по которой я сделал этот снимок, был обвал на дороге перед нами. Так что нам пришлось сидеть и ждать несколько часов. В это время я и сделал это фото, которое нравится абсолютно всем! Оно побеждало на фотоконкурсах, публиковалось в GEO France и многих журналах и даже Red Bull использовали этот снимок на своем веб-сайте. Эта фотография пугает людей. Представьте, что вы стоите на краю скалы и смотрите вниз… Инстинктивно становится страшно. Оказаться там совсем не хочется. В момент съемки я не понимал всей глубины этой фотографии, которая впоследствии стала моей визитной карточкой.
Что нужно для того, чтобы быть хорошим фотографом?
Я уверен, что есть нечто сверхъестественное в том, как делаются фотографии, и какой опыт ты приобретаешь посредством этого. Для того чтобы увидеть, нужно уметь смотреть. Вроде бы просто, но большинство людей каждый день проходят мимо интересных вещей. Твои глаза должны быть открыты. Это же касается и твоего разума. Нельзя быть замкнутым человеком или человеком, который не любит людей, самых разных людей. Сверхъестественную часть этого процесса объяснить довольно трудно. Скажем, я могу заставить произойти почти все, что мне нужно – будь то конкретный человек или животное, необходимые для снимка. Звучит абсурдно, но я проделывал такое множество раз.
Как вы поддерживаете в себе такую энергию?
У меня был период последние 10 лет, когда я не слушал свое тело. Главным был мой разум. Если на моем пути встречалась гора, я взбирался по ней, даже не думая, способен ли я. Я просто действовал. Но в какой-то момент я понял, что исчерпал свой ресурс до конца. Пришла пора признать, что я уже не так молод и мне стоит лучше заботиться о себе. Я всегда был в хорошей физической форме, но чтобы придти в норму я каждую неделю ходил на массаж, занимался йогой, да и в целом стал добрее к собственному телу. А еще мой массажист посоветовал мне японскую целительную терапию Рэйки. Мне очень это помогло. Я буквально взлетел.
Моя философия проста – надо быть открытым миру и его людям. Мой девиз – «Путешествуй везде. Встречайся со всеми. Пробуй все».
Blaine Harrington III
Worldwide Travel Photography
7533 South Overlook Way
Littleton, Colorado 80128-2544 USA
phone: 303/932-9062
e-mail: blaine@blaineharrington.com